ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК

Режим прогулок детей при температуре ниже нуля: правила и продолжительность гулянья

Прогулка – обязательный элемент режима дня в детском саду. Зимой, когда погодные условия и короткий световой день ограничивают двигательную активность, полноценная организация прогулки добавляет трудностей в работе.

Чтобы прогулка несла свои оздоровительные и воспитательные функции, в осенний период, когда температура падает ниже нуля, ее необходимо организовать в соответствии с нормативными требованиями. При планировании прогулки учитывайте, какую продолжительность прогулки регламентирует СанПиН, какая одежда должна быть на детях, кого нужно освободить от нее, какая необходима двигательная активность.

Нормативные требования к организации прогулок

3 часа в день – минимальная продолжительность прогулок с дошкольниками

Требования к организации прогулок дошкольников перечислены в СанПиН 1.2.3685-21 и МР 2.4.0259-21.2.4.

Согласно этим нормативным документам, независимо от сезона года, прогулки с детьми младше 7 лет должны длиться суммарно не менее 3 часов в день.

Температура воздуха, при которой прогулки безопасны для воспитанников, зависит от климатической зоны. Согласно пункту 5.5 МР 2.4.0259-21 при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки с дошкольниками сокращают или вовсе ее не проводят. В районах Сибири и Заполярья прогулки проводят и при более низких температурах. Так, старших дошкольников можно выводить на прогулку в безветренную погоду и при минус 30 °C.

Отменять прогулку из-за плохой погоды или нет – администрация ДОО вместе с медсестрой определяет самостоятельно, исходя из климатических условий.

И еще одно важное требование – прогулки следует проводить дважды в день: в первой половине – до обеда и во второй половине дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

Сборы на прогулку

Медсестра должна знать

Решение об отмене прогулки из-за плохой погоды должны принимать медсестра и заведующий детсадом.

У дошкольников процессы терморегуляции еще только формируются, поэтому погодные условия влияют на состояние здоровья сильнее, чем у взрослых. Терморегуляция зимой протекает более интенсивно, чем в теплое время года, и организм расходует много энергии, чтобы предотвратить переохлаждение организма. А переохлаждение нередко снижает иммунные силы организма и провоцирует острые заболевания и обострения уже имеющихся.

Если холодная погода сочетается с высокой влажностью воздуха, холод ощущается сильнее, из-за этого даже небольшой мороз может вызвать у ребенка дискомфорт. Существенное значение имеет и скорость воздуха. В холодное время года даже небольшой ветер у малыша может вызвать озноб и недомогание. Поэтому одежда должна быть непродуваемой, хорошо сохранять тепло и не отсыревать.

Важное условие при организации прогулки детей – соответствующие погоде одежда и обувь. Не допустить простуды помогут несколько слоев одежды. Согревает именно тот воздух, который сохраняется между слоями одежды. Используйте памятки, чтобы рассказать воспитателям и родителям, как правильно должен быть одет ребенок на прогулке.

В холодное время года нередко одевание и раздевание детей затягивается, сокращая время пребывания детей на улице. Поэтому важно своевременно формировать у воспитанников навыки самообслуживания, привычку аккуратно и рационально складывать одежду, мотивировать детей к самостоятельному одеванию.

Перед выходом на прогулку воспитатель должен организовать с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты. Одевать детей рекомендуется по подгруппам. Это избавит от толчеи в раздевальной комнате и перегрева детей. Занятые одеванием детей сотрудники должны следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям, проверять, нет ли мелких предметов в карманах, снимать с курток различные колкие украшения.

Двигательная активность на прогулке.

2 раза в день гуляйте с воспитанниками.

Чтобы дети охотнее собирались на прогулку, воспитатель должен заранее планировать ее содержание, вызывать у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Организацию двигательной активности воспитатель должен продумывать, ориентируясь на конкретные метеоусловия. Разумное чередование и сочетание различных занятий делает прогулку интересной и привлекательной. Зима – раздолье для зимних игр и забав, время, которое можно организовать с максимальной пользой для здоровья дошкольников, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Подвижные игры помогают развить все физические качества, причем дети не испытывают трудности при многократном повторении подвижной игры, развивая при этом выносливость, силу, ловкость, быстроту, приучая детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.

Медсестра должна знать

В морозную погоду нельзя играть в игры с большой подвижностью или читать стихи на прогулке – воспитанники начнут дышать ртом и простудятся

В холодную погоду очень важна такая организация деятельности детей, которая способствует оптимизации их двигательной активности, препятствует их переохлаждению. Если ребенок не занят интересной игрой, не бегает, не катается, то весьма вероятно, что скоро он начнет замерзать и проситься в тепло. Поэтому в арсенале воспитателя должны быть разнообразные коллективные или групповые игры, которые необходимо чередовать с непродолжительными спокойными занятиями детей, оставляя время и для самостоятельной деятельности детей. Если перед прогулкой занятия носили статический характер, ее лучше начать подвижной игрой, если предшествовали динамические занятия, игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать прогулку подвижными играми.

Снег – это прекрасный строительный материал для деятельности детей. Но для этих занятий нужны непромокаемые варежки. С детьми младшей группы можно сооружать несложные постройки: невысокие валы, горки, мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки, из сырого – шары, мячи, колобки. В среднем возрасте дети могут лепить более объемные фигуры: снеговика, старичка–лесовичка, зайца. В старшем и подготовительном возрасте дети с помощью взрослых строят снежные валы, которые украшают снежными пирамидками, башенками. Для украшения снежных построек можно использовать только безопасные способы с тканевой аппликацией, разноцветными льдинками, окрашивания в недоступных для детей местах с целью избегания окрашивания одежды, использования крышек от пластиковых бутылок, форм для игры с песком, игрушки и другой материал, не угрожающий здоровью детей.

Контроль прогулок

Внимание! Не завершайте прогулку подвижными играми.

В холодный период года воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевания носоглотки.

Важно помнить
При низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.

В процессе прогулки воспитатели должны контролировать самочувствие детей, не допуская их переохлаждения или перегрева. Обращайте особое внимание на часто болеющих детей и детей, страдающих теми хроническими заболеваниями, которые обостряются при переохлаждении. В холодный период года воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки; при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. В морозную погоду не следует проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос стихов или какого-либо текста.

Внимание! Не забудьте взять на прогулку непромокаемые варежки, чтобы лепить снеговика

Учащенное дыхание и пульс, покраснение лица, усиленное потоотделение свидетельствуют об избыточной нагрузке и нарушении теплового состояния ребенка. Что касается перегрева, то на него указывают красные щеки, потливость, беспокойное состояние. В этом случае следует уменьшить интенсивность игры, переключить детей на спокойные занятия.

В ходе прогулки необходимо следить за тем, чтобы дети не прикасались открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами) в морозный день к металлическим конструкциям; контролировать намокание детской одежды и обуви и при необходимости отправлять ребенка в группу. В целях профилактики заражения желудочно-кишечными заболеваниями и ОРЗ необходимо следить за тем, чтобы дети не ели снег, не брали в рот сосульки, грязные предметы.

Малоподвижных детей, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры, необходимо побуждать активно двигаться. При жалобах детей на холод («замерзли ноги, руки») необходимо вовлечь их в подвижную игру. Детей с высоким уровнем двигательной активности, гиперактивных следует вовлекать в игры на развитие внимания и точности выполнения движений.

Профилактика травматизма у воспитанников на зимних прогулках

В большинстве случаев дети травмируются на прогулках в результате:

  • нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;
  • бесконтрольности со стороны воспитателя;
  • неисправности игровых и спортивных сооружений на территории детского сада;
  • плохого ухода за территорией;
  • недостаточного искусственного освещения в темное время.

Поэтому важно соблюдать правила безопасности на прогулках и внимательно следить за воспитанниками. Например, во время катания с горки нельзя допускать ребенка на горку, пока не скатился другой. Ребенок не должен перебегать накатанную дорогу, чтобы не произошло столкновение с тем, кто с горки съезжает. Съезжать головой вперед и кататься корточках и ногах детям нельзя. Еще нужно соблюдать правила катания на лыжах. Если вы организуете такой вид физической активности на прогулке.

Экскурсии детей – выход за пределы участка – должны быть педагогически оправданы, а передвижение детей – безопасно организовано. Во время экскурсий детей должны сопровождать не менее двух взрослых – один в начале колонны, другой – в конце. Перед экскурсией необходимо провести беседу с детьми о правилах безопасного поведения на улице.

Какие дети подвержены травмам
К этой группе относят детей с плохой концентрацией, распределением и переключением внимания, с плохой сенсомоторной координацией, с низкой выносливостью, недисциплинированных, боязливых или, наоборот, склонных к риску, эмоционально неустойчивых, импульсивных, гиперактивных, воспитывающихся в условиях гипер- или гипоопеки, а также детей с нарушением функции контроля за своим поведением и сниженным интеллектом и плохо видящих.

Освобождение воспитанников от прогулок

Внимание

Даже если воспитанник освобожден от прогулки, ему нужна правильно дозированная физическая нагрузка для скорейшего выздоровления.

Нередкая практика – временное освобождение детей от прогулок после перенесенных острых респираторных заболеваний. После болезни у ребенка резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, который возник во время ОРЗ. Все это приводит к понижению функциональных возможностей, снижению эмоционального тонуса и тем самым замедляет полноценное выздоровление.

Правильно дозированная физическая нагрузка, в том числе и на прогулке, способствует развитию компенсаторных реакций, и процессы восстановления после перенесенного заболевания идут быстрее. Но бывают ситуации, когда у ребенка в детском саду, например, появились признаки заболевания, например, насморк. Ребенка можно оставить в группе, обеспечить его безопасность. Но при этом воспитатель в это время уже не несет ответственность за его здоровье и жизнь.



Баннер Гос

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?